Президент ассоциации МСБ о жизни организации после «репутационного удара» и конкурсе между районами
В эти дни жюри рассматривает документы, поданные на республиканский конкурс на лучший совет предпринимателей муниципальных районов. Его проводит ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана в стратегическом партнерстве с Общественной палатой РТ. Президент ассоциации Рафик Шайхудинов рассказал «БИЗНЕС Online» о целях, надеждах и участниках конкурса.
СОВЕТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ДАЛЕКО НЕ ВЕЗДЕ, А ГДЕ ЕСТЬ, НЕ ВСЕГДА РАБОТАЮТ
— Рафик Агзамович, для чего ваша ассоциация решила провести республиканский конкурс на лучший совет предпринимателей муниципальных районов?
— Прежде всего хочу подчеркнуть, что такой конкурс мы проводим впервые. Объявили его в конце мая, потому что увидели, что это становится актуальным. Почему? В последние два года прошли стратегические, планировочные сессии в районах, где требовалось собирать предпринимателей, понять их мнение, выслушать о сложностях, вовлечь в решение этих проблем. И тут обнаружилось, что во многих районах РТ нет постоянных площадок, которые служили бы средством коммуникации между властью и бизнесом. Советы предпринимателей, к сожалению, существуют далеко не везде, а где есть, не всегда работают.
— А представители вашей ассоциации есть в районах?
— В отдельных районах. Но не везде чувствуют себя комфортно. Некую тень на их взаимоотношениях с властью мы в последние два года ощутили.
— Это было связано с обвинениями весной 2017 года теперь уже экс-президента ассоциации Хайдара Халиуллина, так?
— Скорее всего. Репутационный удар пришлось принять и держать. Потери были. Но мы их стараемся преодолевать своей работой в интересах своих членов и бизнеса в целом. Конструктивно трудимся в составе общественных советов, в экспертных группах при министерствах и ведомствах, а вот работу в районах мы ослабили — признаю эту серьезную ошибку. Но теперь, на наш взгляд, надо придать новый импульс развитию районных советов предпринимателей. Тем более что в стратегии «Татарстан-2030» говорится о том, что надо больше работать с общественными институтами, использовать не только жесткие вертикальные формы управления, но и горизонтальные связи. А это как раз и коммуникации через совещательные органы. Но это труднореализуемый постулат стратегии, хотя мы видим, что там, где советы предпринимателей прижились, больше прозрачности в отношении малого предпринимательства, экономики в целом, там власть пользуется преимуществами делового формата общения по разным вопросам. Мы убедились, что когда в районах есть взаимное доверие между властью и бизнесом, то никакие проблемы там не доводят до остроты, решают на месте. Но есть и районы, где налицо взаимные подозрения. Когда, например, власть распределяет подряды на строительство, на поставки «своим» подрядчикам и особенно из далеких краев — это повторяющееся явление. Там, где нарушается базовый принцип рыночной экономики — равенство конкурентных условий, — укореняется недоверие к власти, парализующее инициативность бизнеса. Часть бизнеса начинает искать подходы к власти в надежде на справедливый тендер.
В таких районах власть не советуется с бизнесом, не объясняет, ничем не стимулирует своих предпринимателей… А поощрять можно не только и не столько подрядами, сколько общественным признанием, вовлечением в процесс управления. Там, где этого нет, возникает почва для недовольства. Причем у предпринимателей нет возможности высказать свои претензии, предложения, объясниться, чтобы найти компромиссные решения, выгодные и для бизнеса, и для власти, и, самое главное, для района.
Если взглянуть шире, то не стоит ограничиваться фокусировкой на решении проблем, важно выстраивать совместно с бизнесом систему качественного обновления экономики, заниматься маркетингом территорий, формировать конкурентные преимущества районов и сел на основе исторического опыта и современных технологий. Поэтому мы и решили поддержать советы предпринимателей как площадки для эффективного взаимодействия бизнеса и власти в созидании будущей реальности. Кстати, этот смысл и закладывался нами в само выражение «взаимодействие власти и бизнеса», когда вводили его в активный деловой оборот проведением одноименной республиканской конференции в 2013 году.
И КРУГ УЧАСТНИКОВ РАСШИРИТСЯ, И ОПЫТ ИХ БУДЕТ БОГАЧЕ
— Серьезный пакет документов участники собирали на конкурс?
— Небольшой, никакой лавины бумаг не требуется, самый минимум отражающих работу документов плюс дополнительные при наличии: опубликованные в СМИ интервью и другие материалы, какие-то фотоснимки, видеоролики… На конкурс свои пакеты документов представили 12 районов, еще полтора десятка готовят, но мы не гонимся и не рассчитываем на стопроцентное участие. Там, где советы бездействовали, не может быть и документов. Сейчас работает конкурсная комиссия. Все будет объективно, прозрачно, представлено на специальном сайте.
— Можете привести в пример интересный опыт работы советов?
— Конечно, можем привести, и очень подробно, но не сейчас, только после финала конкурса и поздравления победителей.
— А судьи кто? Кто входит в состав конкурсной комиссии?
— Мы пригласили представителей как государственных, так и общественных организаций. Всего 9 человек — из ассоциации фермеров, ТПП, минэкономики, совета муниципальных образований… Комиссия определит, какие советы предпринимателей в районах наиболее активны по разным номинациям: «За вклад в формирование благоприятного делового климата», «За вклад в формирование равной конкурентной среды», «За вклад в инновационное развитие малого и среднего бизнеса» и другие.
— С лучшими все понятно. Интересно, а организаторы конкурса задумывались, как помочь предпринимателям в тех районах, где советов предпринимателей нет, где власти не находят с ними общий язык?
— Мы надеемся, что наш конкурс тут сыграет положительную роль. На финальное мероприятие мы пригласим представителей всех районов. И они увидят на экране презентации лучших советов предпринимателей, услышат их рассказ о том, как создавались такие советы, какие сложности были, как проходит взаимодействие с властью. Те, кто не знаком с этими практиками, посидят, посмотрят и, надеемся, сделают выводы. Уверен, создание советов предпринимателей нельзя навязывать. Не стоит, например, указывать: создавайте! Подобное должно само произрастать. Это общественный институт, тонкая и очень хрупкая материя. В следующем году мы проведем второй конкурс и наверняка увидим, что и круг участников расширится, и опыт их будет богаче.
Уже сегодня в разных районах сложилась различная практика работы советов предпринимателей. Где-то такой совет — при главе. Где-то — независимый, состоит на 90 процентов из предпринимателей, но туда входит и представитель исполкома. А есть такие советы по развитию предпринимательства, в которых самих предпринимателей нет, а есть представители тех или иных городских, районных ведомств, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства. Например, помогают с подключением газа, воды и так далее.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — ФИГУРА НЕИДЕАЛЬНАЯ
— Такие советы, наверное, в вашем конкурсе не участвуют?
— Нет. Хотя и такая модель где-то нужна, работает годами, оправдала себя. И пусть работает! А вот общественные советы предпринимателей в некоторых районах были созданы, но провалились, исчезли. Тут надо понимать, что дело и в самих бизнесменах. Ведь предприниматель — фигура неидеальная. Это часть нашего общества со своими ценностями, уровнем культуры, целями, амбициями. Естественно, любой бизнесмен желает получить доступ к ресурсам, ищет разные возможности и порой, может быть, переступает грань. Отсюда возникали внутренние конфликты, дезинтеграция интересов внутри советов. А если идет разлад внутри, других членов в такой совет уже не притянешь. Поэтому важно деликатно помогать советам предпринимателей — и организационно, и методически, и просто по-человечески. Были предложения — а давайте-ка подчиним такие советы министерству, чтобы они классно работали. Нельзя! Подобное было бы абсурдным и разрушительным. Это та сфера, куда прикасаться административными рычагами нежелательно, это лучший путь для дискредитации самой идеи. Вообще, в чем значимость, ценность советов предпринимателей в районах? Да, это площадка для взаимодействия и с властью, и самих предпринимателей между собой. Но дело не только в этом. В последние годы мы увлеклись вещественными факторами развития бизнеса.
— Что вы имеете в виду?
— Создаются новые промпарки, развивается инфраструктура, появляются новые виды поддержки бизнеса. Это понятно и хорошо. А то, чем занимается наша ассоциация, — атмосфера, среда, доверие. Это, если хотите, социальный капитал, без которого деловой климат будет неполным. И никакими промпарками не заменишь атмосферу доверия и открытости в районе, городе, республике. Социальный капитал — это самое трудоемкое и самое дорогое, что есть в инвестиционном климате. Причем от атмосферы доверия выигрывают и власти. Первоначально им сложно — у них и так дел по горло, а тут еще лишняя работа — возиться с предпринимателями, выслушивать их претензии, искать решение их проблем… Но это окупается, раскрепощает предпринимателей, дает им больше свободы. Потому что в районах много ограничений — где-то негласных, неявных, таких, о которых предприниматели обычно только между собой говорят, и СМИ об этом не пишут. В районах обычно сложились свои системы отношений, устоявшихся практик, против которых не пойдешь. А вот совет предпринимателей формирует несколько другую культуру. Недавно на расширенном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ очень хорошо высказался Рустам Нургалиевич Минниханов о том, что надо наконец задействовать огромное количество бывших колхозных, совхозных объектов недвижимости. Сколько их, оказывается, в республике! А ведь наша ассоциация еще несколько лет назад помогала районам составлять реестр таких «памятников прошлого», чтобы можно было их задействовать в хозяйственный оборот. И нам бы очень хотелось, чтобы голос ассоциаций, советов предпринимателей в районах, в том числе о судьбе таких объектов, власть услышала. Пока же получается, что нужно довести вопрос лично до президента, чтобы он дал ход его решению. Не слишком ли мы перегружаем своего президента?
ВАРИАНТ «С» — НИКАКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, КОГДА ВЛАСТЬ В УПОР НЕ ВИДИТ И НЕ СЛЫШИТ СИГНАЛЫ БИЗНЕС- АССОЦИАЦИЙ.
— У власти и бизнеса есть три варианта взаимодействия. Вариант «А» — партнерство, вариант «В» — использование для обоснования своих действий и вариант «С» — никаких взаимоотношений, когда власть в упор не видит, не слышит и не реагирует на сигналы общественных институтов бизнеса. Наблюдаем хорошие примеры развития партнерства между некоторыми туристическими ассоциациями и госкомитетом по туризму, между ассоциацией фермеров и минсельхозом — есть запрос со стороны госорганов! Однако пока бо́льшая часть общественных организаций предпринимателей действует сама по себе. Мне кажется важным, чтобы государственная власть поддерживала и поощряла те министерства, тех глав районов, которые умеют и работают с общественными институтами. Тогда и инициативы с их стороны было бы больше, и больше стало бы результатов. Если считать, что истина может исходить только из уст чиновников, то общество может оказаться под напором череды проблем. В тех же годовых коллегиях могли бы участвовать независимые эксперты, представители ассоциаций, они имели бы возможность выступить со своими мнениями и конструктивными предложениями, и если даже последует критика — это вполне нормальная рабочая ситуация. Разве здесь есть место для страхов или унижения представителей власти?
Вспомним программу социально-экономического развития Татарстана на 2011–2015 годы — ее тогда разрабатывала команда Марата Рашидовича Сафиуллина. Там было использовано выражение «институциональные ловушки». Так вот, у меня ощущение, что мы попали в некоторые из этих ловушек. И одна из них — перекос в соотношении между количеством и мощью государственных институтов и общественных. Государственные институты закрывают буквально все пространство. Да еще создают при себе общественные организации, имитируя общественную деятельность, общественные институты….
— А в чем, с вашей точки зрения, роль общественных институтов, нужны ли они?
— Дело в том, что с позиций получения быстрой и видимой пользы, производства продукции, увеличения ВРП они бесполезны, их роль в другом. Общественные институты, во-первых, способны усиливать эффекты от используемых ресурсов, направляемых на развитие. Во-вторых, высвечивают проблемы, последствия которых власть может недооценить, но борьба с которыми обходится дорого. В-третьих, своим существованием они формируют среду для развития инноваций, как гумус для растений. В совокупности все названные блага смягчают удары, падения, связанные с возникновением сложных (кризисы, крах банков) ситуаций, это соломка, которую общество сознательно подстилает на пути своего развития. И такая соломка — общественные институты, независимые исследования о различных сферах экономики, образования, науки, банковской системы…
Сегодня министерства, вовлеченные в реализацию национальных проектов, работают с огромной перегрузкой: совещания, планы, отчеты… А каким будет результат, пока вопрос. Радует, что в соответствии с одной из рекомендаций по результатам нашего мониторинга деловой активности в 2016 или 2018 годах министерство экономики РТ начало постепенный переход с использования экстенсивных на интенсивные методы развития предпринимательства, поскольку ставка на численный прирост предприятий малого и среднего бизнеса не дает ощутимых результатов в увеличении доли МСБ в ВРП. Однако для ускорения перехода министерству целесообразно рассмотреть возможность некоторого обновления управленческих подходов к процессам развития, включая развитие полноформатного партнерства с общественными институтами.
Неслучайно в своем послании Госсовету в нынешнем году Рустам Нургалиевич подчеркнул, что необходимо и далее развивать инструменты поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных советов.
— Поддерживают. В Татарстане недавно 44 проекта НКО выиграли президентские гранты на 76 миллионов рублей…
— Да, с НКО власть работает, они поощряются. А вот насчет бизнес-ассоциаций сложилось мнение: раз вы предприниматели, то у вас море денег, вот сами и реализуйте свои проекты. Приоткрываю тайну: члены нашей ассоциации имеют свой бизнес и доходы, но это их личные, то есть корпоративные ресурсы. А наша ассоциация живет на взносы членов — по 5, по 10 тысяч рублей. Это наш фонд жизнедеятельности. Мы же открыто говорим о данных цифрах в ежеквартальных отчетах, ничего не скрываем. Вот на эти ресурсы мы и стараемся проводить конференции, исследования, благотворительные акции и много другое. Иногда используем фандрайзинг для покрытия хотя бы какой-то части затрат на перечисленные работы.
— Рафик Агзамович, когда будут подведены итоги конкурса?
— Планируем подвести итоги к 4 декабря. Хотим пригласить руководство республики. Конечно, наш конкурс не обладает ресурсами, так что пышного шоу не будет.
— Знаменитых артистов из Москвы не позовете…
— Исключено. Сценарий будет скромный, по средствам, но, надеемся, интересный и содержательный.
— Какие награды ждут победителей?
— Специальные памятные знаки эксклюзивного исполнения, грамоты и ценные подарки. СМИ точно пригласим — все увидите сами.